«Автостопом по галактике» (The Hitchhiker’s Guide to the Galaxy)
Режиссер — Гарт Дженнингс.
В ролях — Мартин Фриман, Мос Деф, Сэм Рокуэлл, Зои Дешанел, Джон Малкович, Билл Най, Стивен Фрай, Алан Рикман.
США-Великобритания. 2005. 110 мин. Бюджет: $ 50 млн. Сборы по миру: $105 млн.
Пока! И спасибо за рыбку.
(Шикарная песенка, которая врезается в память)
Фантастический комедийный фильм, основанный на одноименном романе Дугласа Адамса.
Это история о том чудовищно нелепом четверге, его удивительных последствиях и о роли, которую сыграла во всем этом замечательная книга — под названием «Автостопом по Галактике: Путеводитель вольного странника», в обиходе именуемой просто «Путеводитель» – книге, написанной не на Земле, никогда на Земле не публиковавшейся и до катастрофы неизвестной ни одному землянину , – так вот, эта история начинается довольно банально.
Она начинается с дома.
Дуглас Адамс Автостопом по галактике. Ресторан «У конца Вселенной»
История начинается с дома некого человека по имени Артур Дент (Мартин Фримен). С самого утра день не задался, все шло на перекосяк, а тут еще его дом, любимый и дорогой дом, решил снести желтыми бульдозерами, перед которыми Артур плюхнулся, спустя 15 минут после своего утреннего пробуждения.
На месте дома, как объяснил Артуру Мистер Л. Проссер (Стив Пембертон), должно быть построено скоростное шоссе.
Артур лежал в грязи и строил рожицы.
– Боюсь, вам придется смириться, – продолжал мистер Проссер, смяв свою меховую шапку и возя ею по макушке. – Шоссе должно быть построено, и оно будет построено!
– Это почему же? – вопросил Артур.
Мистер Проссер угрожающе потряс пальцем, потом замер в нерешительности и отвел руку.
– То есть как почему? Это шоссе. Разве можно без шоссе?
Дуглас Адамс Автостопом по галактике. Ресторан «У конца Вселенной»
И не известно, что бы было, сколько Артур пролежал бы перед бульдозером и получил ли он какие-нибудь повреждения, если бульдозер бы проехал по нему, если бы к нему не нагрянул Форд Префект (Мос Деф). Форд казался чуточку эксцентричным, однако совершенно безобидным человеком – эдаким балагуром-выпивохой с чудными привычками. К нашему удивлению, Форд сообщает Артуру за кружечкой утреннего пива, которое, по его словам, очень было необходимо, что минут через двенадцать конец света. Да, да, через 12 минут действительно взрывают Землю. Небольшой коллапс, но не переживайте, начинается только самое интересное.
Что же мне делать дальше? Пересказать сюжет? Рассказать про то, как Форд спас Артура с гибнущей Земли и они попали на корабль вогонов? Кстати, о вогонах!
Миллионы лет назад, когда первобытные вогоны впервые выползли из смрадных морей Вогсферы, силы эволюции просто отвернулись от них, списав свое творение на производственный брак. Вогоны так и не эволюционировали; более того, они и выжить-то не имели права.
Фактом своего существования они обязаны исключительно толстокожести и упрямству. «Эволюция? – сказали себе эти существа. – Да кому она нужна?!» И попросту обошлись без того, в чем им отказала природа, пока не сумели выправить основные анатомические дефекты хирургическим путем.
Так продолжалось тысячелетиями, пока в одно прекрасное утро вогоны не открыли принципы межзвездного передвижения – и вскоре уже составляли костяк могущественной Государственной Службы Галактики. Они понахватались кое-каких манер, приобрели налет учености и даже тонкий слой лоска, но, по сути, недалеко ушли от своих диких предков. Каждый год они экспортируют с родной планеты на новое место жительства в скоплении Мегабрантис-27 десятки тысяч проворных радужных крабов и, счастливые, коротают пьяную ночь, разбивая их панцири молотками.
Можно рассказать, как Форд и Артур были вынуждены слушать поэзию вогонов (которая, как известно, занимает третье место по отвратительности во Вселенной). Занимательна история про встречу с Зафодом — одноюродным полубратом Форда (у них было четыре общие матери) — и чудом спасшейся с Земли девушкой Триллиан — Тришей МакМиллан (Зои Дешанел). Нельзя обойти стороной Марвина, маниакально-депрессивного андроида-параноида. Самое главное — это путь героев в поисках вопроса на ответ на главный вопрос жизни, Вселенной и вообще, ответ на который — 42.
Но если я расскажу про все, ведь неинтересно будет смотреть? Неправда, на самом деле интересно будет смотреть, даже зная сюжет. Потому что самая главная прелесть всей этой истории — Путеводитель.
Это история о книге. О книге под названием «Автостопом по Галактике: Путеводитель вольного странника», в обиходе именуемой просто «Путеводитель» – книге, написанной не на Земле, никогда на Земле не публиковавшейся и до катастрофы неизвестной ни одному землянину. Тем не менее это замечательная книга.
Пожалуй, это самое замечательное из всех изданий грандиозной Издательской корпорации Малой Медведицы – также неизвестной ни одному землянину.
Книга пользуется огромным спросом, оставив далеко позади «Межзвездный сборник советов по домоводству»; раскупается гораздо быстрее, чем «Еще 53 способа скоротать время в невесомости», и вызывает еще больше споров и толков, чем философская трилогия «Где Господь сбился с пути», «Основные ошибки Господа Бога» и «Да кто он в конце концов такой, этот Господь Бог?!»
В просвещенных и расслабленных цивилизациях Внешнего Восточного Кольца Галактики «Путеводитель» вытеснил даже великую «Большую Галактическую Энциклопедию» в качестве общепризнанного кладезя мудрости и знаний. Ибо, несмотря на обилие пропусков и вопиюще искаженной, а то и просто-напросто апокрифической информации, «Путеводитель» обладает двумя важнейшими преимуществами перед «Энциклопедией».
Во-первых, он дешевле. Во-вторых, на титульном листе крупными буквами выведены сакраментальные слова: «НЕ ПАНИКУЙ».
Вот Путеводитель (Стивен Фрай) и есть настоящий, самый главный герой фильма. Его пояснения, комментарии и замечания превращают картину в настоящий фантасмагорический рай. К сожалению, в русском переводе теряется игра слов, присущая английскому — а язык в фильме, как и в книге, на которой он основан, очень богатый.
Очень рекомендую посмотреть эту картину, причем, по возможности, в оригинале. Очень красивый, красочный (и слегка «шизофренический») фильм, полный юмора и сарказма. Причем, касаясь последнего, невольно удивляешься. Эту историю создал в конце 70-х британец. А насколько отдельные сцены фильма подходят нам, современной России? Чего только стоит фраза Артура: «Я британец, я привык к любым очередям.»
История первого путешествия Артра Дента заканчивается весьма неожиданно. И для того, чтобы понять и насладиться финалом — надо очень внимательно смотреть фильм, потому что каждое слово, сказанное в течении всего фильма, влияет на финал и раскрывает какие-то его стороны.
Кстати, сценарий к фильму начал писать сам Дуглас Адамс, но в мае 2001 года он скоропостижно скончался от сердечного приступа, и дописывали сценарий уже другие люди — Гарт Дженнингс и Кэри Киркпатрик.
Ну в общем, советую посмотреть. А пока — всего хорошего! И спасибо за фильм!